2015 № 3 (14)

CATTLE DISEASE

UDC 619:616.98:578.835.2:615.371

D.A. Lozovoy, V.A. Starikov, D.V. Mikhalishin

STUDY OF PROTECTIVITY AND ANTIGENICITY OF VACCINE BASED

ON CULTURAL ASIA1 NO. 2145/TAJIKISTAN/2011 FMD VIRUS

Р. 8–11

The paper presents the results of tests aimed to study the protective antigen differences between Asia1 No. 2145/Tajikistan/2011 isolate and Asia1 Shamir 3/89 FMD cultural virus vaccine strain.

Key words: antibodies, vaccine, foot-and-mouth virus, strain, neutralization test.

 

UDC 619:636:612.1:616-076

D.S. Bolshakov, Т.B. Nikeshina

SPECTROPHOTOMETRIC AND ENZYMATIC METHODS FOR BIOCHEMICAL ANALYSIS OF BLOOD SERA FROM FARM ANIMALS

Р. 12–21

Conventional and present-day principles of spectrophotometric and enzymatic determination of major biochemical values of animal blood serum (plasma) are described in the paper: total protein, albumin, urea, uric acid, creatinine, bilirubin (total and conjugated bilirubin), glucose, lactic acid, triglycerides, cholesterine, phospholipids, calcium, magnesium, phosphorus, potassium, sodium, ferrum, chlorides, alkaline phosphatase, lactate dehydrogenase, creatine kinase, α-amylase, aspartate aminotransferase, alanine aminotransferase, cholinesterase, γ-glutamyltransferase and hemoglobin.

Key words: biochemical analysis, biochemical values, blood sera from farm animals.

 

UDC 619:616.98:578.835.2:616-078.33(049.32)

N.N. Lugovskaya, Ye.N. Kalinina, K.S. Malkova, О.V. Vorobyova,

G.M. Goryacheva, Т. Mayorova

VALIDATION OF THE TECHNIQUE AIMED AT THE DETERMINATION OF FMD ANTIBODIES IN LIQUID PHASE BLOCKING SANDWICH ELISA

Р. 22–29

The paper describes the process of the validation of the technique aimed at the determination of FMD antibodies in liquid phase blocking sandwich ELISA for FMD types A, O and Asia1. The results were analyzed and the following main validation characteristics were determined: sensitivity, specificity, accuracy, consistency, predictability of positive and negative results, reproducibility and intermediate precision under the conditions of repeatability and reproducibility. The results of the ELISA procedure validation were in compliance with the acceptability criteria.

Key words: validation, ELISA, antibodies, FMD.

 

UDC 619:616.98:578.835.2(470):616-076

A.V. Scherbakov

FMD MOLECULAR EPIZOOTOLOGY IN RUSSIA

(PHYLOGENETIC ANALYSIS OF RUSSIAN FMDV ISOLATES)

Р. 30–36

The paper sums up the results of 20-year-long FMD molecular and epizootological studies in Russia. Phylogenetic analyses of the Russian FMDV isolates are indicative of the fact that all FMD outbreaks in the Russian Federation in 1995–2014 were due to the virus introduction from other countries, mainly from China. It was demonstrated that in different years FMDV of different genetic lineages/ strains was introduced into Russia, i.e. 1995 – O/CATHAY, 2000 and 2004 – О/ME-SA/PanAsia, 2005–2006 – Asia1, 2010–2011 – O/SEA/Mea-98, 2012 – О/ME-SA/PanAsia, 2013 – A/ASIA/Iran-05 and A/ASIA/Sea-97, 2014 – A/ASIA/Sea-97, О/ME-SA/PanAsia and O/SEA/Mea-98. The majority of the outbreaks reported in the Zabaikalsky Krai and Far East of the Russian Federation were associated with FMD panzootics having the same route of spread: from Southeast Asian countries to China and hereafter to Russia.

Key words: foot and mouth disease virus (FMDV), phylogenetic analysis.

 

SWINE DISEASE

UDC 619:616.98:578.842.1:616-078

М.R. Yakupov, А.S. Yakovleva, А.V. Scherbakov

USE OF р30, рK205R AND рB602L RECOMBINANT PROTEINS FOR AFRICAN SWINE FEVER SERODIAGNOSIS

Р. 43–47

р30, pK205R and рB602L recombinant proteins of African swine fever (ASF) virus were generated by expression in E. coli. Indirect ELISA for detection of antibodies to ASF virus was developed on the base of the said recombinant proteins. Diagnostic specificity of pK205R- and рB602L-ELISA tests systems was 99,8%, р30-ELISA – 99,5%. Diagnostic sensitivity р30-ELISA/pK205R-ELISA and рB602L-ELISA was 100% and 94,12%, respectively, when the reference panel of positive sera was used. The sensitivity р30-ELISA and pK205R-ELISA used for testing sera from experimentally and naturally infected animals was found to be higher than that one of commercial test systems and comparable to the ELISA recommended by the World Animal Health Organization for ASF serological diagnosis. High р30-ELISA and pK205R-ELISA specificity and sensitivity were confirmed by results of international proficiency testings for ASF diagnosis.

Key words: African swine fever (ASF), enzyme-linked immunosorbent assay (ELISA), recombinant proteins, antibodies.

 

AVIAN DISEASES

UDC 916:616.98:578.384.11:636.52/.58

Ali Shebli Dandal, V.V. Makarov

TISSUE TROPISM AND CLINICAL MANIFESTATION OF CHICKEN

INFECTIOUS BRONCHITIS (REVIEW)

Р. 48–52

Chicken infectious bronchitis is one of the most important diseases for commercial poultry production. It is regarded generally as a respiratory system disease; different strains of chicken infectious bronchitis virus can demonstrate variability of tissue tropism and affect reproductive organs as well as kidneys with severe effects. Some virus strains propagate in intestines but without pathological changes.

Key words: chicken infectious bronchitis, pathogenesis, reproductive syndrome, respiratory syndrome, nephrosonephritis.

 

UDC 619:616.98:578.832.1:578.831.11:616-076

M.S. Volkov, V.N. Irza, A.V. Varkentin, A.S. Starova

EPIZOOTOGICAL ASPECTS OF AVIAN INFLUENZA PREVENTION

AND CONTROL STRATEGY IN MODERN RUSSIA

Р. 56–58

The paper is devoted to wide spread of avian influenza virus in the world and the disease prevention and control in Russia. It is necessary to monitor efficacy of inactivated vaccines against avian influenza caused by the currently circulating epizootic strains due to the virus evolution and variability. Reassortment of influenza A virus poses a serious threat to effectiveness of vaccination as an alternative to drastic measures. The message of the paper is to demonstrate how to better meet new challenges from the perspective of time.

Key words: аvian influenza, highly pathogenic, low pathogenic, prevention, control, epizootic situation, vaccination.

 

UDC 619:578.825.1:57.082.26

Ye.Yu. Khanyukova, М. Shustova, Н.Ye. Kamalova

use of DULBECCO'S MODIFIED EAGLE'S MEDIUM DMEM/F12 Ham

for Marek’s disease virus cultivation in chicken embryo fibroblasts

Р. 59–61

The opportunity of using Dulbecco's Modified Eagle's Medium DMEM/F12 Ham for Marek’s disease cultivation in chicken embryo fibroblasts was studied. It was determined that if appropriate virus cultivation parameters are chosen the abovementioned medium enables to prepare virus material with high agent infectivity.  

Key words: Marek’s disease virus, chicken embryo fibroblasts, Dulbecco's Modified Eagle's Medium DMEM/F12 Ham, infectivity.

 

UDC 619:616.98:578.832.1:636.5:616-036.22

M.S. Volkov, А.V. Varkentin, V.N. Irza, А.S. Starova

h5n1 highly pathogenic influenza in altaysky krai in 2014:

CAUSES and eradication

Р. 62–65

Most of HPAI cases are associated with the periods of birds’ migration to wintering and nesting areas. The last H5N1 cases in Russia were caused by virus introduction into backyards with hunting trophies (Primorsky Krai, 2008; Altaysky Krai, 2014). The said cases prove the indisputable role of migrating wild birds in influenza virus circulation and spread maintenance. Today the only effective way to protect commercial poultry farms is a strict compliance with the biosecurity rules for closed poultry farms. Speaking about the threat of avian influenza introduction the most vulnerable sectors are small farms and backyards where free ranged poultry is kept. The paper presents the analysis of H5 HPAI outbreak causes in the territory of the Altaysky Krai in 2014 and eradication activities.

Key words: highly pathogenic avian influenza, anti-epidemic measures, quarantine, disinfection.

 

FOOD SAFETY

UDC 579.67:616.34-002:616-098

G.S. Skitovich, N.B. Shadrova, O.V. Pruntova

VIBRIO PARAHAEMOLYTICUS: SPREAD, DETECTION AND IDENTIFICATION TECHNIQUES

Р. 66–70

Vibrio parahaemolyticus are gram-negative halophilic bacteria found in marine and coastal waters all over the world which cause acute food-borne gastroenteritis in humans. Rarely V. parahaemolyticus cause wound infections, infections of ears or sepsis in individuals with a compromised immune system. More than 80 serotypes were described worldwide based on antigenic properties of the somatic (O) and capsular (K) antigens. V. parahaemolyticus are characterized by two factors of virulence: thermostable direct hemolysin (tdh), a protein which facilitates the invasion of the human body by the bacterium, and a TDH-related hemolysin (trh) which plays the same as TDH role in the disease pathogenesis. Most V. parahaemolyticus strains isolated from the environment or sea products in comparison to clinical strains do not produce any thermostable direct hemolysin (TDH) or TDH-related hemolysin (trh). The paper presents V. parahaemolyticus biological properties, pathogenesis peculiarities, their spread and detection techniques.

Key words: Vibrio parahaemolyticus, gastroenteritis, food-borne disease outbreaks.

2015 № 3 (14)

НОВОСТИ

ЧЕСТВОВАНИЕ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА

В СВЯЗИ С 70-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ

С. 5

ОБ УЧАСТИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФГБУ «ВНИИЗЖ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ «VIV RUSSIA»

С. 6

ОБ УСПЕШНОМ ПРОХОЖДЕНИИ ТЕСТ-СИСТЕМЫ К МЕТАПНЕВМОВИРУСУ ПТИЦ ПРОИЗВОДСТВА ФГБУ «ВНИИЗЖ» КОМИССИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ

С. 6

УЧАСТИЕ ФГБУ «ВНИИЗЖ» В 9-Й АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – CaspianAgro

С. 7

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ВЕТПРЕПАРАТОВ ФГБУ «ВНИИЗЖ»

С. 7

 

БОЛЕЗНИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

УДК 619:616.98:578.835.2:615.371

Д.А. Лозовой, В.А. Стариков, Д.В. Михалишин

ИЗУЧЕНИЕ ПРОТЕКТИВНОЙ И АНТИГЕННОЙ АКТИВНОСТИ ВАКЦИНЫ

ИЗ КУЛЬТУРАЛЬНОГО ВИРУСА ЯЩУРА АЗИЯ-1 №2145/ТАДЖИКИСТАН/2011

С. 8–11

В данной статье представлены результаты исследований протективных антигенных отличий изолята Азия-1 №2145/Таджикистан/2011 от вакцинного штамма культурального вируса ящура Азия-1 Шамир 3/89.

Ключевые слова: антитела, вакцина, вирус ящура, штамм, реакция нейтрализации.

 

УДК 619:636:612.1:616-076

Д.С. Большаков, Т.Б. Никешина

СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИЕ И ЭНЗИМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ БИОХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЫВОРОТКИ КРОВИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

С. 12–21

В работе описаны традиционные и современные принципы спектрофотометрического и энзиматического определения основных биохимических показателей сыворотки (плазмы) крови животных: общего белка, альбумина, мочевины, мочевой кислоты, креатинина, билирубина (общего и прямого), глюкозы, молочной кислоты, триглицеридов, холестерина, фосфолипидов, кальция, магния, фосфора, калия, натрия, железа, хлоридов, щелочной фосфатазы, лактатдегидрогеназы, креатинкиназы, α-амилазы, аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, холинэстеразы, γ-глутамилтранспептидазы и гемоглобина.

Ключевые слова: биохимический анализ, биохимические показатели, сыворотка крови сельскохозяйственных животных.

 

УДК 619:616.98:578.835.2:616-078.33(049.32)

Н.Н. Луговская, Е.Н. Калинина, К.С. Малкова, О.В. Воробьёва,

Г.М. Горячева, Т.К. Майорова

ВАЛИДАЦИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРОТИВОЯЩУРНЫХ АНТИТЕЛ В РЕАКЦИИ ЖИДКОФАЗНОГО БЛОКИРУЮЩЕГО

«СЭНДВИЧ»-ВАРИАНТА ИММУНОФЕРМЕНТНОГО АНАЛИЗА

С. 22–29

В статье описан процесс валидации методики определения уровня противоящурных антител в реакции жидкофазного блокирующего «сэндвич»-варианта ИФА для типов ящура А, О и Азия-1. Произведён анализ результатов и определены основные валидационные характеристики: чувствительность, специфичность, точность, согласованность, прогностичность положительных и отрицательных результатов, воспроизводимость, промежуточная прецизионность в условиях сходимости и воспроизводимости. Результаты валидации методики постановки ИФА удовлетворяли критериям приемлемости.

Ключевые слова: валидация, иммуноферментный анализ, антитела, ящур.

 

УДК 619:616.98:578.835.2(470):616-076

А.В. Щербаков

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ЭПИЗООТОЛОГИЯ ЯЩУРА В РОССИИ

(ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ ИЗОЛЯТОВ ВИРУСА ЯЩУРА)

С. 30–36

В статье обобщены результаты 20-летних молекулярно-эпизоотологических исследований ящура в России. Филогенетический анализ российских изолятов вируса ящура доказывает, что все вспышки ящура в Российской Федерации в 1995–2014 гг. были вызваны заносом болезни из других стран, главным образом из Китая. Показано, что в разные годы происходил занос в Россию разных генетических линий/штаммов вируса ящура: 1995 г. – O/CATHAY, 2000 и 2004 гг. – О/ME-SA/PanAsia, 2005–2006 гг. – Asia1, 2010–2011 гг. – O/SEA/Mea-98, 2012 г. – О/ME-SA/PanAsia, 2013 г. – A/ASIA/Iran-05 и A/ASIA/Sea-97, 2014 г. – A/ASIA/Sea-97, О/ME-SA/PanAsia и O/SEA/Mea-98. Большинство вспышек, зарегистрированных в Забайкалье и на Дальнем Востоке Российской Федерации, представляли собой продолжение панзоотий ящура, имеющих один и тот же путь распространения: из стран Юго-Восточной Азии в Китай и далее в Россию.

Ключевые слова: вирус ящура, филогенетический анализ.

 

БОЛЕЗНИ свиней

УДК 619:616.98:578.842.1:616-078

М.Р. Якупов, А.С. Яковлева, А.В. Щербаков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕКОМБИНАНТНЫХ БЕЛКОВ р30, рK205R И рB602L

В СЕРОДИАГНОСТИКЕ АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ

С. 37–42

Экспрессией в E. coli получены рекомбинантные белки р30, pK205R и рB602L вируса африканской чумы свиней. На основе рекомбинантных антигенов разработан непрямой вариант иммуноферментного анализа для обнаружения антител к вирусу африканской чумы свиней. Диагностическая специфичность тест-систем pK205R- и рB602L-ИФА составляла 99,8%, р30-ИФА – 99,5%. На референтной панели положительных сывороток диагностическая чувствительность составляла 100% для р30-ИФА и pK205R-ИФА и 94,12% – для рB602L-ИФА. При исследовании сывороток от экспериментально и естественно инфицированных животных р30-ИФА и pK205R-ИФА превосходили по чувствительности коммерческие тест-системы и были сравнимы с иммуноферментным анализом, который Всемирная организация здравоохранения животных рекомендует для серодиагностики африканской чумы свиней. Международные сличительные испытания по диагностике африканской чумы свиней подтвердили высокую специфичность и чувствительность тест-систем р30-ИФА и pK205R-ИФА.

Ключевые слова: африканская чума свиней, иммуноферментный анализ, рекомбинантные белки, антитела.

 

БОЛЕЗНИ ПТИЦ

УДК 916:616.98:578.384.11:636.52/.58

Али Шебли Дандал, В.В. Макаров

ТКАНЕВОЙ ТРОПИЗМ И КЛИНИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ

ИНФЕКЦИОНОГО БРОНХИТА КУР (Обзор)

С. 48–52

Инфекционный бронхит кур является одной из наиболее значимых болезней промышленного птицеводства. Считается, в основном, заболеванием респираторной системы, различные штаммы вируса инфекционного бронхита кур могут демонстрировать вариабельность тканевого тропизма и поражать репродуктивные органы, а также почки с серьезными последствиями. Некоторые штаммы вируса размножаются в кишечнике, но без патологических изменений.

Ключевые слова: инфекционный бронхит кур, патогенез, репродуктивный синдром, респираторный синдром, нефрозо-нефритный синдром.

 

УДК 619:616.98:578.832.1:578.831.11:616-076

М.С. Волков, В.Н. Ирза, А.В. Варкентин, А.С. Старова

Эпизоотологические аспекты стратегии профилактики

и контроля гриппа птиц в России на современном этапе

С. 53–56

Статья посвящена проблеме широкого распространения вируса гриппа птиц в мире и аспектам стратегии профилактики и контроля заболевания в условиях России. Необходимость мониторинга эффективности инактивированных вакцин против гриппа птиц, вызванного «актуальными» эпизоотическими штаммами, связана с эволюцией и изменчивостью вируса. Процесс реассортации вируса гриппа А несет большую опасность для эффективности стратегии вакцинации в качестве альтернативы радикальным мерам. Противостояние новым угрозам через призму времени – основной смысл идеи данной работы.

Ключевые слова: грипп птиц, высокопатогенный, низкопатогенный, профилактика, контроль, эпизоотическая ситуация, вакцинация.

 

УДК 619:578.825.1:57.082.26

Е.Ю. Ханюкова, М.А. Шустова, Н.Е. Камалова

Применение питательной среды Дульбекко DMEM/F12 Ham

для культивирования вируса болезни Марека

в культуре клеток фибробластов эмбрионов кур

С. 59–61

Изучена возможность применения питательной среды Дульбекко DMEM/F12 Ham для культивирования вируса болезни Марека в культуре клеток фибробластов эмбрионов кур. Определили, что при оптимально подобранных параметрах культивирования вируса в монослое клеток использование данной среды позволяет получить вирусный материал с высокой инфекционной активностью агента.

Ключевые слова: вирус болезни Марека, культура клеток фибробластов эмбрионов кур, питательная среда Дульбекко DMEM/F12 Ham, инфекционная активность.

 

УДК 619:616.98:578.832.1:636.5:616-036.22

М.С. Волков, А.В. Варкентин, В.Н. Ирза, А.С. Старова

Вспышка высокопатогенного гриппа птиц Н5N1 на территории Алтайского края в 2014 г.: причины и опыт ликвидации

С. 62–65

Большинство случаев высокопатогенного гриппа имеют причинно-следственную связь со временем перелета птиц к местам гнездования и зимовок. Последние случаи гриппа подтипа Н5N1 в России были связаны с заносом вируса на территорию личных подсобных хозяйств граждан с охотничьими трофеями (Приморский край, 2008 г.; Алтайский край, 2014 г.). Данные инциденты доказывают неоспоримую роль мигрирующих диких птиц в поддержании циркуляции и распространении вируса гриппа. Единственным эффективным способом защиты промышленных птицеводческих предприятий на сегодняшний день остается неукоснительное соблюдение требований биологической защиты, предъявляемым к птицехозяйствам закрытого типа. Самыми уязвимыми секторами в отношении угрозы заноса вируса гриппа являются мелкие фермерские и личные подворные хозяйства с выгульным содержанием птиц. В настоящей статье представлен анализ причин вспышки высокопатогенного гриппа Н5 на территории Алтайского края в 2014 г. и опыт ее ликвидации.

Ключевые слова: высокопатогенный грипп птиц, противоэпизоотические мероприятия, карантин, дезинфекция.

 

ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 579.67:616.34-002:616-098

Г.С. Скитович, Н.Б. Шадрова, О.В. Прунтова

VIBRIO PARAHAEMOLYTICUS: РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ

И МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ

С. 66–70

Vibrio parahaemolyticus – грамотрицательные галофильные бактерии, которые встречаются в морских и прибрежных водах по всему миру и являются возбудителем острого гастроэнтерита человека пищевого происхождения. В редких случаях V. parahaemolyticus вызывает раневую инфекцию, инфекции уха или сепсис у лиц с ослабленным иммунитетом. Были описаны более 80 серотипов на основе антигенных свойств соматических (О) и капсульных (К) антигенов. V. parahaemolyticus характеризуется наличием двух факторов вирулентности: термостабильного прямого гемолизина (tdh) – белка, который способствует инвазии бактерии в организме человека, и TDH-зависимого гемолизина (trh), который играет аналогичную роль как и tdh в патогенезе заболевания. Большинство штаммов V. parahaemolyticus, выделенные из окружающей среды или морепродуктов, в отличие от клинических штаммов, не производят термостабильный tdh-гемолизин и TDH-зависимый гемолизин trh. В статье представлены биологичесие свойства, особенности патогенеза, распространенность и методы выделения V. parahaemolyticus.

Ключевые слова: Vibrio parahaemolyticus, гастроэнтерит, вспышки пищевых отравлений.