2016 № 2 (17)

FOOD SAFETY

UDC 619:637.07

О.I. Ruchnova, О.V. Pruntova, D.А. Lozovoy

BASIC PRINCIPLES OF PLANNING ANIMAL PRODUCT NATIONAL VETERINARY MONITORING

Р. 14–19

The paper presents the results of basic parameter selection and optimization of sample quantity calculation method for chemical (banned and harmful substance residues), microbiological and radiological tests carried out annually within the Plan of National Veterinary Laboratory Monitoring of Banned and Harmful Substances and Residues Thereof in Live Animals, Animal Products and Feeds in the RF by the Federal Centre for Animal Health (FGBI «ARRIAH»).

Key words: monitoring, chemical, microbiological, radiological parameters, food products, contaminants.

 

UDC 619:614.31:637.12:665.3:637.068:616-074

D.S. Bolshakov, D.V. Yudina, Т.B. Nikeshina

DETERMINATION OF ADULTERATIONS IN DAIRY PRODUCTS AND VEGETABLE OILS BASED ON THEIR FATTY ACID COMPOSITIONS

Р. 20–30

Improved method for determination of fatty acid compositions of dairy and plant products that allows detection of adulterations in vegetable oils, milk and dairy products is described in the paper.

Key words: fatty acid composition, adulteration, dairy products, vegetable oil, gas chromatography.

 

UDС 619 579.842.14-02

N.B. Shadrova, O.V. Pruntova, G.S. Skitovich

PROTEOMIC PROPERTIES OF SALMONELLA ISOLATES

Р. 35–38

The paper presents results of Salmonella of studying Salmonella isolate properties by MALDI-TOF method using MALDI Autoflex III mass-spectrometer. Microorganism identification was performed using direct loading method followed by comparison of mass spectra with the database set in the apparatus. Peaks typical of many Enterobacteriaceae representatives and mass to charge ratio (m/z), characterizing Salmonella were determined.

Key words: mass-spectrometer, MALDI-TOF, Salmonella bacteria.

 

UDC 619:614.31:637:579.842.14

G.S. Skitovich, K.V. Serova, N.B. Shadrova, O.V. Pruntova

COMPARATIVE EVALUATION OF MEADIA USED FOR DETECTION

OF SALMONELLA SPP.

Р. 39–45

The paper demonstrates evaluation results for productive and selective capacities of domestic and imported chromogenic nutrient media (Bismuth sulphite agar and xylose lysine deoxycholate agar (XLD agar)). The productivity ratio of imported and domestic XLD agar amounted to over 0.58 and selectivity ratio – to less than 2 lg. The productivity ratio of imported Bismuth sulfate agar was higher than the productivity of the domestic one and amounted to over 0.19. The selective properties of the both media are similar and amount to 5 lg. Based on the evidence found, imported Bismuth sulfate agar and domestic or imported XLD agar can be recommended for use in the experiments for detection of Salmonella spp in food products.

Key words: Salmonella, nutrient media, selective capacity, productivity.

 

UDC 637.12.07:616-074

I.V. Podkolzin, А.I. Solovyev

ASSESSING APPLICABILITY OF ISOTOPE-RATIO MASS SPECTROMETRY (IRMS) FOR GEOGRAPHICAL IDENTIFICATION OF WHOLE MILK

Р. 46–51

Applicability of isotope–ratio mass spectrometry of light elements (C, N, O, H) has been assessed for identification of geographical origin of Russian milk collected in different parts of the Russian Federation (235 sample of whole milk). Quantitative assessment was carried out in a series of statistical tests based on nonparametric dispersion analysis.

Key words: mass-spectrometry, isotope-ratio, identification, «post-hoc»-analysis.

 

CATTLE DISEASE

UDС 619:616.98:578.826.2:616-078

О.G. Gubenko, O.P. Bjadovskaya, S.V. Kononova, Yu.Yu. Babin,

N.A. Soloukhina, A.V. Kononov

PREPARATION OF SPECIFIC COMPONENTS OF ELISA TEST-SYSTEM FOR DETECTION OF SCHMALLENBERG DISEASE VIRUS ANTIGENS

Р. 52–55

Preparation of purified and concentrated antigens of Schmallenberg disease virus as well as specific hyperimmune sera in laboratory animals used for the development of indirect sandwich enzyme-linked immunosorbent assay (ELISA) is described in the paper.

Key words: Schmallenberg disease, sandwich enzyme-linked immunosorbent assay (ELISA).

 

SWINE DISEASE

UDС 631.14:636.4:005.935

D.A. Lozovoy, A.K. Karaulov, K.N. Gruzdev

BIOLOGICAL SECURITY OF PIG FARMS

Р. 56–60

The paper describes aspects of biological security in pig farming in conditions of worsening of epizootic situation associated with swine viral diseases and African swine fever (ASF) occurrence, as well as the history of ASF occurrence and spread over the RF territory, emergency and control measures against swine infectious diseases, which are developed and implemented by the Rosselkhoznadzor and Veterinary Department of the RF Ministry of Agriculture. Efficiency assessment of measures and evaluation of current situation in the field of pig farming was performed.

Key words: biological security, African swine fever (ASF), pig farming, analysis, prevention.

 

UDС 619:616.98:579.843.94

V.I. Pavelko, Yu.Yu. Babin, A.V. Piskunov, A.V. Sprygin, O.V. Pruntova

IDENTIFICATION OF HAEMOPHILUS PARASUIS USING MALDI-TOF MASS SPECTROMETRY

Р. 61–65

The paper covers results of MALDI-TOF mass spectrometry used to rapidly identify Haemophilus parasuis field isolates. ClinPro Tools software showed 15 peaks in the protein spectrum with 100% identification capability differentiating 6 Pasteurellaceae species. Peak corresponding to mass of 8407.92 Da (p<0.05) is unique for Haemophilus parasuis. The updated database was successfully used for identification of 8 Haemophilus parasuis isolates. No false-positive results were obtained when the method specificity was tested using 9 bacterial species of Pasteurellaceae family.

Key words: hemophilic polyserositis, Glässers Disease, MALDI-TOF MS, Haemophilus parasuis.

 

CORONAVIRUS ZOONOZES

UDС 619:616.98:578.834.1:576.89

V.V. Makarov, D.A. Lozovoy

CORONAVIRUS ZOONOZES ASSOCIATED WITH CHIROPTERA

Р. 66–70

The paper considers natural historical aspects of emerging highly dangerous coronavirus infections found in a Chirocoptera reservoir, of serious acute respiratory syndrome (“atypical pneumonia”) and Middle East respiratory syndrome, their origin and spread.

Key words: Chiroptera, Chiroptera viruses, endemicity, serious acute respiratory syndrome, the Middle East respiratory syndrome.

2016 № 2 (17)

НОВОСТИ

ОБ УЧАСТИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФГБУ «ВНИИЗЖ» В ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ СНГ

С. 6

О РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВАКЦИНЫ ПРОТИВ ЯЩУРА ТИПА А ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ А GVII И ПОСТАВКЕ ДАННОГО ПРЕПАРАТА В РЕСПУБЛИКУ АРМЕНИЯ

С. 6

О ПОСТАВКЕ ЭМУЛЬСИОННОЙ ПРОТИВОЯЩУРНОЙ ВАКЦИНЫ «АРРИАХ-ВАК» В РЕСПУБЛИКУ ИРАК

С. 7

О ВИЗИТЕ ГЛАВНОГО ВЕТЕРИНАРНОГО ВРАЧА ФАО ХУАНА ЛУБРОТА

В ФГБУ «ВНИИЗЖ»

С. 7

 

ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 619:637.07

О.И. Ручнова, О.В. Прунтова , Д.А. Лозовой

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО МОНИТОРИНГА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

С. 8–13

В статье представлены результаты отбора основных показателей и оптимизации методики расчета количества образцов для химических (остатков запрещенных и вредных веществ), микробиологических и радиологических исследований, ежегодно проводимых в рамках «Плана государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах на территории РФ» Федеральным центром охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ»).

Ключевые слова: мониторинг, химические, микробиологические, радиологические показатели, пищевые продукты, загрязняющие вещества.

 

УДК 619:614.31:637.12:665.3:637.068:616-074

Д.С. Большаков, Д.В. Юдина, Т.Б. Никешина

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

И РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ПО ЖИРНОКИСЛОТНОМУ СОСТАВУ

С. 20–30

В работе представлена усовершенствованная методика определения жирнокислотного состава молочной и растительной продукции, которая позволяет выявлять фальсификацию растительного масла, молока и молочных продуктов.

Ключевые слова: жирнокислотный состав, фальсификация, молочная продукция, растительное масло, газовая хроматография.

 

УДК 619 579.842.14-02

Н.Б. Шадрова, О.В. Прунтова, Г.С. Скитович

ПРОТЕОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИЗОЛЯТОВ БАКТЕРИИ РОДА SALMONELLA

С. 31–34

В статье представлены результаты изучения протеомических свойств изолятов бактерии рода Salmonella методом MALDI-TOF на масс-спектрометре MALDI Autoflex III. Идентификация микроорганизмов проводилась методом прямого нанесения с последующей процедурой сравнения полученных масс-спектров с установленной в приборе базой данных. Были определены пики, характерные для многих представителей семейства Enterobacteriaceae, и отношение масса/заряд (m/z), характеризующее представителей рода Salmonella.

Ключевые слова: масс-спектрометр, MALDI-TOF, бактерии рода сальмонелла.

 

УДК 619:614.31:637:579.842.14

Г.С. Скитович, К.В. Серова, Н.Б. Шадрова, О.В. Прунтова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ БАКТЕРИЙ РОДА САЛЬМОНЕЛЛА

С. 39–45

В статье представлены результаты оценки продуктивности и селективности хромогенных питательных сред (висмут-сульфитный агар и ксилозо-лизиновый дезоксихолатный агар) зарубежного и отечественного производств. Коэффициент продуктивности ксилозо-лизинового дезоксихолатного агара зарубежного и отечественного производств составил более 0,58, селективность не менее 2 lg. Коэффициент продуктивности висмут-сульфитного агара зарубежного производства был выше продуктивности висмут-сульфитного агара отечественного производства и составил более 0,19. Селективность данных сред одинакова и равна 5 lg. На основании полученных результатов для проведения исследований по выявлению бактерий рода Salmonella в пищевых продуктах рекомендовано использование висмут-сульфитного агара импортного производства, ксилозо-лизиновый дезоксихолатный агар отечественного или зарубежного производств.

Ключевые слова: Salmonella, питательные среды, селективность, продуктивность.

 

УДК 637.12.07:616-074

И.В. Подколзин, А.И. Соловьёв

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ МАСС-СПЕКТРОМЕТРИИ ИЗОТОПНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЦЕЛЬНОГО МОЛОКА

С. 46–51

На примере 235 образцов цельного молока, собранных в различных регионах Российской Федерации, проведена оценка возможности применения масс-спектрометрии изотопных отношений легких элементов (C, N, O, H) в задаче установления географического происхождения молока в границах территории Российской Федерации. Количественная оценка возможностей метода выполнена с помощью серии статистических тестов, основанных на непараметрическом дисперсионном анализе.

Ключевые слова: масс-спектрометрия, изотопные отношения, идентификация, «post-hoc»-анализ.

 

БОЛЕЗНИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

УДК 619: 616.98:578:636.2:616-078

О.Г. Губенко, О.П. Бьядовская, С.В. Кононова, Ю.Ю. Бабин,

Н.А. Солоухина, А.В. Кононов

ПОЛУЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ИММУНОФЕРМЕНТНОЙ

ТЕСТ-СИСТЕМЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ АНТИГЕНА ВИРУСА БОЛЕЗНИ ШМАЛЛЕНБЕРГА

С. 52–55

В статье представлены результаты получения очищенных и концентрированных препаратов антигена вируса болезни Шмалленберга и специфических гипериммунных сывороток лабораторных животных, использованных для разработки непрямого «сэндвич»-варианта иммуноферментного анализа.

Ключевые слова: болезнь Шмалленберга, «сэндвич»-вариант иммуноферментного анализа.

 

БОЛЕЗНИ свиней

УДК 631.14:636.4:005.935

Д.А. Лозовой, А.К. Караулов, К.Н. Груздев

БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СВИНОВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ

С. 56–60

В работе рассмотрены вопросы биобезопасности при ведении свиноводства на фоне обострения эпизоотической обстановки по вирусным болезням свиней, в том числе при возникновении африканской чумы свиней, история возникновения и распространения эпизоотии африканской чумы свиней по территории РФ, меры реагирования и борьбы с инфекционными болезнями свиней, разрабатываемые и принимаемые Россельхознадзором и Департаментом ветеринарии МСХ РФ. Проведена оценка эффективности этих мер и состояния отрасли свиноводства в РФ.

Ключевые слова: биобезопасность, африканская чума свиней, свиноводство, анализ, предупреждение.

 

УДК 619:616.98:579.843.94

В.И. Павелко, Ю.Ю. Бабин, А.В. Пискунов, А.В. Спрыгин, О.В. Прунтова

ИДЕНТИФИКАЦИЯ HAEMOPHILUS PARASUIS С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА

MALDI-TOF МАСС-СПЕКТРОМЕТРИИ

С. 61–65

В статье представлены результаты использования метода MALDI-TOF масс-спектрометрии для быстрой идентификации полевых изолятов Haemophilus parasuis. С помощью программы ClinProTools были выделены 15 пиков в белковом спектре со 100% распознавательной способностью, дифференцирующие 6 представителей Pasteurellaceae. Уникальным для Haemophilus parasuis является пик массой 8407,92 Да (p<0,05). Дополненная база данных успешно использована для идентификации 8 изолятов Haemophilus parasuis. При проверке специфичности метода с 9 видами бактерий семейства Pasteurellaceae ложноположительные результаты отсутствовали.

Ключевые слова: гемофилезный полисерозит, болезнь Глессера, MALDI-TOF MS, Haemophilus parasuis.

КОРОНАВИРУСНЫЕ ЗООНОЗЫ

УДК 619:616.98:578.834.1:576.89

В.В. Макаров, Д.А. Лозовой

КОРОНАВИРУСНЫЕ ЗООНОЗЫ, АССОЦИИРОВАННЫЕ С РУКОКРЫЛЫМИ

С. 66–70

В статье рассматриваются естественно-исторические аспекты эмерджентности особо опасных коронавирусных инфекций, резервуаром для которых являются рукокрылые, – тяжелого острого респираторного синдрома («атипичной пневмонии») и ближневосточного респираторного синдрома, их происхождение и распространение.

Ключевые слова: Chiroptera, вирусы рукокрылых, природная очаговость, тяжелый острый респираторный синдром, ближневосточный респираторный синдром.